История создания проекта СТАРГОРОД

андрей горбатый

Два года назад я прочел уникальный, к несчастью, мало знакомый широкой публике роман Н. Лескова «Соборяне». Роман-хроника о жизни провинциальных священнослужителях ХIХ века. Реакция была мгновенной – это надо ставить на театре. Но роман требует определенной адаптации для сцены, и, покопавшись в интернете, я узнаю, что в 1992 по просьбе режиссера Романа Виктюка, Ниной Николаевной Садур была написана пьеса по мотивам романа «Соборяне». В Вахтанговском театре вышел одноименный спектакль, где блистали выдающиеся артисты – Михаил Ульянов, Александр Филиппенко, Людмила Максакова. Но после этого в течение тридцати лет не было ни одной постановки.

В течение года я не мог найти ни одного сохранившегося экземпляра пьесы – ни у самого автора, ни у артистов, занятых в спектакле, ни в архивах, ни в завалах интернета. Мы с Ниной Николаевной уже смирились с тем, что пьеса исчезла. Но, неожиданно раздался звонок от моего приятеля, и выяснилось, что найден единственный технический экземпляр пьесы помощника режиссера. В эти же дни Нине Николаевне позвонил режиссер Е.Б. Каменькович и любезно передал, как оказалось, тот самый экземпляр. 

Несмотря на достаточный опыт работы в драматических театрах России (более 30 постановок) я решился пойти на риск и начать работу над постановкой, что называется, частным порядком. Драматург Н. Садур поддержала меня и согласилась сделать новую редакцию пьесы, возникло и название будущего спектакля — «Старгород».

Была подана заявка на участие в конкурсе международной программы поддержки негосударственных инициатив в сфере театрального искусства “ТеатрONstage“ Открытого театрального пространства “Арт-платформа” при департаменте культуры г. Москвы. Питчинг проектов прошел в прямом эфире на портале Культура РФ. В состав экспертов вошли режиссеры Д. Бертман, Е. Каменькович, Е. Писарев, критик и историк театра О. Егошина, телеведущий и актер С. Майоров, драматург Е. Исаева и другие известные люди. По решению экспертного совета мы вошли в пятерку финалистов. 

Затем я собрал группу единомышленников — артистов московских театров: н. а. России В. Клементьева (МХАТ им. М. Горького), з. а. России М. Иванову (театр Сатирикон), Олега Савцова (Театр Наций), Глеба Пускепалиса (СТИ), Андрея Школдыченко (мюзикл «Шахматы»), Юлию Чуракову (мюзикл «Первое свидание»), Никиту Заболотного (театр «У никитских ворот»), Вано Мироняна (театр Наций) и выпускников ГИТИСа Артура Сафиуллина и Кристину Комарову для подготовки лабораторного эскиза спектакля в рамках программы ТеатрONstage Арт-платформы. Вечером 23 февраля 2022 года в Новом Манеже был показан лабораторный эскиз спектакля.

С творчеством Н. Лескова мы знакомимся в школе. А в юности его творчество надолго исчезает с радаров наших интересов. Театры обращаются в основном к «Левше» и «Леди Макбет Мценского уезда». Творчество Лескова самобытно и огромно: романы, повести и Христианские сказания — все это написано ярким и вкусным языком. Критик Лев Аннинский определил роман «Соборяне» как “национальную художественную Вселенную, русский духовный космос”. Нина Николаевна Садур провела изумительную и тонкую языковую стилизацию. Пьеса “Старгород” это яркий, актуальный по содержанию и пронзительный по нежности и печали текст для театра. История эта о провинциальных священниках 19 века. А ещё она о суетах провинциального Старгорода, куда долетают новомодные умственные веяния из столицы. Протопоп Савелий и дьякон Ахилла сражаются и спорят с “бесенятами-нигилистами” о природе человека, о вере, о духовном и «материальном». Их противники утверждают, что «народ — это биология», «Россия ваша — это грязная баба, сидящая на задворках Европы», «небо надо запретить, надоело ваше небо хуже горькой редьки». И наши простодушные консерваторы проигрывают. Их бесстрашие, искренность, казалось бы, не находят в русской жизни применения. Но,  даже умирая, они не перестают любить своих противников, ибо… «Любовь долготерпит,  милосердствует… сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестаёт.»

Живой вокал — важное выразительное средство. Сам музыкальный строй духовных стихов, чистота и мотив покаяния, как нельзя лучше создадут необходимую тонкую реальность веры и духовного поиска персонажей. Музыкальный руководитель Мариам Барская провела трудную и профессиональную работу и отобрала четыре вокальных номера: два духовных гимна, один дуэт и акапельное пение на четыре голоса. Музыкальный строй спектакля, живое исполнение, все это работает на то, что русская песенно-духовная традиция это не музей, а живое творчество. И эмоциональное воздействие звучащего человеческого голоса в камерном зале, придаёт спектаклю необходимую пронзительную интонацию и ограждает от назидательности .

Это спектакль с сердечным призывом к зрителю и напоминанием о том, что заповедь «возлюби ближнего, как самого себя» означает, как минимум, что у него, у этого ближнего, столько же прав на вашу жизнь, как и у вас на неё. Проект направлен на укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, раскрытие христианской основы русской классической литературы средствами театрального искусства, стимулирование интереса публики к русской классической литературе, её осмыслению. Премьера состоялась 09 февраля 2023 года в помещении Открытого театрального пространства «Арт-платформа».

Сюжет о подготовке к премьере

Новости ТВ канала Культура о спектакле «Старгород»