Зрители

Виктор Петрович Мазурик

Японовед-филолог, кандидат филологических наук

«Если вы не верите в чудеса, сходите на спектакль СТАРГОРОД который есть чудо в 3D и в режиме реального времени. Посмотрев его трижды, я напряженно пытался дать этому «видению» некое рациональное объяснение, но разоблачения магии у меня так и не получилось. Как из «Соборян» Лескова, сопоставимых с громадой Кёльнского собора, сделать Спас Покрова на Нерли, как соединить игровое озорство с почти апокалиптическими предчувствиями, как два часа держать в напряжении зал, не прибегая к модернистским фокусам и попыткам удивлять зрителя в духе изысканного перформанса – это непостижимо. Выскажу одно-единственное робкое предположение. Я давно уже привык оценивать уровень режиссуры по тому, как в постановке используется музыка, ибо согласен с Конфуцием, что именно она лежит во главе угла вообще всего в нашем мире. Так вот, я никогда прежде не встречался с такой ролью музыки, а, точнее, хорового пения, в спектакле. Даже гениальные свиридовские хоры в «Царе Феодоре Иоанновиче», давно уже живущие самостоятельно, не дают такого примера. Хоры эти не иллюстрируют рассказ или характеры персонажей, но словно вырастают из воздуха маленького городка позапрошлого века. Кажется, что это поют то ли души граждан Старгорода, то ли ангелы.»